Личность и самореклама
Самореклама
является одним из наиболее распространенных и наиболее древних видов
рекламной деятельности. Так же, как и традиционная коммерческая
реклама, она решает три задачи. Занимаясь саморекламой, человек
стремится: 1) в условиях конкуренции выделиться среди тех людей,
которых он оценивает как равных себе; 2) представить себя как человека,
равного по статусу тем, кто достиг какого-либо значимого успеха
и, возможно, даже является законодателем некоей моды (социальной
нормы поведения); 3) продемонстрировать себя в наиболее выгодном
свете, создать достойный образ, понравиться окружающим.
В первом случае человек демонстрирует нестандартное поведение;
во втором — полное соответствие сложившимся эталонам поведения,
нормам, при условии, что они являются значимыми для него; в третьем
— он старается работать над собственным имиджем, независимо от наличия
конкуренции. В любом случае в основе поступков человека лежат одни
и те же психологические механизмы и, по сути дела, одна и та же
мотивация. Именно эта многоаспектность саморекламы часто вскрывает
системные противоречия при изучении данного феномена.
Следует отметить, что в полной мере ни теория «зеркального Я»
Ч. X. Кули, ни теория «символического интеракционизма» Дж. Мида,
ни теория социального научения А. Бандуры, ни какие-либо другие
аналогичные теории не объясняют источников индивидуальности человека,
оригинальности его мышления и поведения, непохожести на других людей.
Все они основаны на представлении о том, что человек воспроизводит
теми или иными способами уже сформированные до него, социально заданные
образцы поведения и мышления.
При этом нужно отметить, что источник оригинальности или заурядности
человека строго не локализован. Обнаруживаются факторы, которые
принадлежат социуму, но есть также основания полагать, что причиной
может быть поведение самого человека. В любом случае социум обладает
способностью задавать как стереотипные, стандартные нормы поведения,
так и нестандартные.
Эти нормы закрепляются в культуре. Как правило, любая культура
содержит и те и другие нормы. Однако в ряде случаев, например, в
различные исторические периоды или в зависимости от социально-экономических,
политических и других факторов в конкретной культуре могут преобладать
либо консервативные нормы мышления и поведения, либо авангардные.
В первом случае культура оказывается в длительном застое, во втором
— она развивается стремительными темпами и обновляется с невероятной
скоростью, противопоставляя традиции быстро меняющейся моде. Культура
Востока основана на традициях, передаваемых из поколения в поколение
и изменяющихся крайне медленно.
|