Ощущения
Психическая
деятельность человека крайне сложна. Психологи условно выделяют
простейшие психические процессы, в частности ощущения, и сложные,
такие как абстрактное мышление, которое позволяет человеку познавать
окружающую действительность, используя опыт всего человечества,
не прибегая к непосредственному чувственному восприятию объектов
или явлений.
Ощущения позволяют человеку познавать лишь отдельные свойства
объектов при их непосредственном влиянии на органы чувств. Они тесно
связаны с другими психическими процессами, например,,восприятием,
эмоциями (приятными и неприятными), памятью. Ощущения различаются
по модальности, то есть по тому типу анализатора, благодаря которому
они возникают. Так выделяют ощущения вкуса, цвета, запаха, звука
и т. д.
В рекламе ощущения играют большую роль, хотя эта роль рекламистами,
как показывает практика, чаще всего недооценивается. Огромное количество
товаров, в частности пищевой, парфюмерной, табачной и других отраслей
легкой промышленности, выпускается на рынок для удовлетворения потребности
людей в ощущениях. Это создает проблему рекламы таких товаров, ведь
средствами телевидения, радио и прессы невозможно вызывать соответствующие
ощущения, их нельзя также описать текстом или передать графическими
образами. Поэтому чаще всего в рекламе изображают людей, получающих
удовольствие от ощущений, создаваемых такими товарами. А это не
всегда убедительно. Требуются особые знания психофизиологии, социальной
психологии, физиогномики, психологии невербальных коммуникаций и
пр., чтобы найти нужные приемы с целью вызвать у потенциального
покупателя соответствующие ассоциации и наиболее сильные эмоциональные
реакции, предъявляя ему не сами ощущения, а лишь некие замещающие
их символы.
Существуют разные классификации ощущений. Так, например, в зависимости
от способа взаимодействия органов чувств с объектами различают контактную
чувствительность (вкусовая, тактильная) и дистантную (зрительная,
слуховая, обонятельная).
Исследования показывают наличие различных предпочтений в ощущениях
у разных групп людей и отдельных индивидов. Это может определяться
возрастными особенностями человека, его половой принадлежностью,
национальностью, культурными традициями, особенностями физиологии
или воспитания, привычками, культурными традициями и многими другими
факторами. Одни люди любят духи с «терпким» запахом, другие — предпочитают
«сладкий», некоторым нравится горький вкус черного кофе, а многие
— пьют его с сахаром, добавляют сливки. Огромное разнообразие вкусовых
предпочтений обнаруживается в области напитков, в частности алкогольных,
слабоалкогольных, пива.
|