Самореклама в "примитивных культурах"
Одним
из философов-обществоведов, имя которого необходимо упомянуть в
связи с вопросом истории возникновения саморекламы, был Г. В. Плеханов.
Его работы по анализу исторических закономерностей происхождения
культуры убедительно свидетельствуют о важности социальных отношений
и социальной мотивации в этом процессе.
Именно Г. В. Плеханов (1956) раньше других подошел к проблеме
индивидуальности и самовыражения человека как явлений социальной
жизни первобытного общества. При этом на работы Г. В. Плеханова
серьезное влияние оказали его философские, экономические и политические
взгляды как марксиста, что требует особого отношения к анализу некоторых
теоретических положений, представленных в публикациях ученого.
Формально Г. В. Плеханов пытался доказать первичность труда (по
марксистской терминологии производительных сил) по отношению к любым
проявлениям человеческого мышления и поведения. Но на деле его исследования
имеют более глубокое психологическое содержание и могут сегодня
рассматриваться с иных немарксистских позиций.
Главная гипотеза его концепции состояла в том, что эстетические
чувства по отношению к определенным объектам возникают у людей после
того, как эти объекты выступают в качестве средств удовлетворения
каких-либо утилитарных потребностей. «Труд старше искусства, — пишет
автор, — и вообще человек сначала смотрит на предметы и явления
с точки зрения утилитарной и только в последствии становится в своем
отношении к ним на эстетическую точку зрения» (Плеха-новГ.В., 1956.
С, 44, 88).
Эстетические чувства очень часто иллюстрируются у Г. В. Плеханова
стремлением человека украсить себя, понравиться другим людям, выделиться,
получить определенное психологическое преимущество в условиях конкуренции,
то есть по сути дела они тождественны саморекламе.
«Известно, что женщины многих африканских племен носят на руках
и на ногах железные кольца, — пишет Г. В. Плеханов. — Жены богатых
людей носят на себе иногда чуть ли не целый пуд таких украшений.
Это. конечно, очень неудобно, но неудобство не мешает им с удовольствием
носить эти "цепи рабства". Почему же негритянке приятно
таскать на себе подобные цепи? Потому, что благодаря им она кажется
себе и другим красивой. А почему же она кажется красивой? Это происходит
в силу довольно сложной ассоциации идей. Страсть к таким украшениям
развивается именно у тех племен, у которых железо является драгоценным
металлом. Драгоценное кажется красивым, потому что с ним ассоциируется
идея богатства.
|