Самореклама в наши дни
Самореклама
в наши дни отличается от саморекламы прошлого лишь по содержанию,
по форме она остается тем же самым явлением, что и сотни тысяч лет
назад. Просто сегодня ценными, модными, социально значимыми и социально
желательными являются какие-то иные вещи, действия, ритуалы, украшения,
одежда, косметика, привычки, поступки, образ жизни и пр. Хотя, по
сути, социально-психологические отношения между людьми, их мотивация
практически не меняется.
Кроме того, если в древние века люди сами изготовляли то, что
являлось предметом их саморекламы, в средние века — этим занимались
талантливые достигшие высокого мастерства ремесленники, то сегодня
предметы достижения, престижа, предметы, используемые для саморекламы,
часто создаются поточным конвейерным методом, с применением сложных
промышленных технологий, роботов и микропроцессорной техники.
Справедливости ради следует добавить, что в наше время в определенных
случаях используются формы самовыражения, которые были известны
еще нашим предкам, например, татуировки, пирсинг, скарификация и
пр. А также долго остаются в моде золото, красивые женщины, смелые
поступки и победы на всевозможных соревнованиях.
С точки зрения современной психологии в основе всех рассматриваемых
нами действий человека по самовыражению и саморекламе так же, как
и в глубокой древности, лежит все та же социалыгая мотивация, ориентированность
на социальные оценки, желание быть не хуже или лучше других людей,
честолюбие, тщеславие и зависть, которую в социально-психологической
науке принято называть «социальным сравнением». Людям нравится,
чтобы на них обращали внимание, и поэтому они стремятся к этому.
Все безумные рекорды, суть которых — самовыражение и самореклама,
заносятся в Книгу рекордов Гиннесса и в другие подобные издания,
чтобы оставить для потомков примеры подражания, чтобы человечество
не прекращало путь от простых и примитивных и даже глупых форм достижений
и самовыражения к еще более глупым и бессмысленным.
Печально лишь то, что все эти «подвиги» ради славы, сложные современные
технологии и творчество талантливых художников проходит мимо реальных
человеческих проблем, судеб, несчастий и бедности.
Проблема самовыражения у детей тесно связана с феноменом саморекламы
у взрослых. Многие психологи и философы, изучающие индивидуальное
развитие ребенка, выводят мыслительную деятельность за пределы социальной
регуляции, рассматривают мышление в рамках «субъект-объектных» отношений.
Тем самым
проводится идея о том, что социальная регуляция является второстепенным
фактором. Другие, напротив, говорят о мышлении как диалоге, о его
изначально социальной природе.
Читайте далее:
|