Социальные сравнения
Сравнение является одной из важных мыслительных операций человека,
действующего на основе психической способности сопоставлять признаки
сравниваемых объектов, оценивать их. Продуктом сравнения является
принятие решения, которое наиболее часто в литературе рассматривается
как выбор. Социальное сравнение — понятие, которое означает сопоставление
субъектом некоторых своих собственных характеристик с характеристиками
другого субъекта на основе определенной принятой им системы ценностей.
Как правило, общаясь, субъекты всегда сравнивают друг друга. Цель
такого сравнения состоит в том, чтобы определить свой собственный
статус по отношению к статусу другого субъекта для выявления возможности
занять доминирующую позицию (Журавлев А.Л., 1999).
И. С. Кои считает, что индивид оценивает себя двояко: 1) путем
сопоставления уровня своих притязаний с объективными результатами
своей деятельности и 2) путем сравнения себя с другими людьми. Автор
подчеркивает, что даже простое описание, фиксация того или иного
качества большей частью включает в себя момент оценки и сравнения.
«Вряд ли кто-нибудь измерял длину своего носа в сантиметрах, — пишет
И. С. Кон. — Однако каждый знает, большой у него нос или маленький,
красивый или некрасивый. Постигается это путем сравнения. Прилежный,
умный, сильный, красивый, вспыльчивый, послушный, старательный —
все эти определения имеют оценочный смысл и обязательно предполагают
сравнение с кем-то» (Док Я. С, 1978. С. 32-33).
В экспериментах американского психолога К. Гер гена (Gergen K.J.,
1971) исследовалась динамика самооценок и социального сравнения.
Людям, приглашенным на работу в фирму, предлагалось самостоятельно
оценить некоторые свои личные качества. Затем в офисе, где проводилось
собеседование, появлялся «еще один претендент на ту же должность»,
роли «претендентов» выполняли специально нанятые экспериментаторами
люди. В одном случае это был хорошо одетый, самоуверенный, интеллигентного
вида человек с портфелем в руке, в другом — опустившаяся личность
(в грязной мятой рубашке и туфлях на босу йогу). После этого испытуемому
предлагалось вновь заполнить бланк анкеты для самооценки. В результате,
если в качестве претендента выступал хорошо одетый человек, то уровень
самооценки испытуемого снижался, если плохо одетый — то самооценка
повышалась. Таким образом, самооценки изменяются не только в зависимости
от содержания и успешности выполняемой деятельности, но и от внешних
факторов социального сравнения.
|